Меню Закрыть

ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Музейно-парковый комплекс

Палестина, г.Иерихон

Сергиевское подворье

Израиль, г.Иерусалим

Свято-Николаевский собор

Франция, г.Ницца

Храм Преподобного Сергия Радонежского

ЮАР, г. Йоханнессбург, провинция Гаутенг

Странноприимный дом на месте Крещения Господня

Иорданское Хашимитское Королевство, деревня Гур Аль-Кафрейн

Музейно-парковый комплекс

Иеромонах монастыря Св.Саввы Иоасаф, по гражданскому паспорту он числился «мещанином Таврической губернии, города Алешек, Иваном Кирилловичем Плехановым, на средства паломницы и благотворительницы Е.И.Резниченковой  купил в 1883/84 гг. большой участок земли в Иерихоне. Он планировал создать на нём «Троице-Михайловский Русский общежительный монастырь в Иерихоне». На участке произрастало почитавшееся у местных жителей и паломников «дерево Закхея» и он оказался богат архитектурными остатками византийской эпохи.

Приступив к благоустройству участка (строительству келий и рытье котлована под возведение церкви), Иоасаф наткнулся на хорошо сохранившиеся полы, укрытые цветной мозаикой. В начале 1884 г. он пришёл к архимандриту Антонину с сообщением о замечательной археологической находке. Вскоре, осматривая открытые в Иерихоне  Иоасафом ранневизантийские руины, архимандрит убедился, что речь идёт о «мозаике отличной работы».

Наличие в Иерихоне чтимого паломниками «древа Закхея» и яркие археологические открытия, побудили Патриарха Иерусалимского Никодима перекупить участок у Иоасафа. Также не оставлял надежды приобрести этот участок и архимандрит Антонин, так как Елена Игнатьевна Резниченкова одно время была готова «отписать» его в завещании Русской Духовной Миссии.

Ситуацию позволил разрешить случай. Иоасаф, задумав строить монастырь, «забыл» испросить благословение у Иерусалимского Патриарха. К тому же он, не получив санкцию у Русской Духовной Миссии и не заручившись поддержкой в Русском консульстве,  начал печатать и рассылать по России просительные письма и  «Чин повиновения» от имени несуществующей обители. Исход затеянной иеромонахом авантюры был предрешён: Патриарх Никодим потребовал удаления Иоасафа из Палестины. И.В.Плеханову (Иоасафу) ничего не оставалось, как обратиться за помощью к Православному Палестинскому Обществу, предлагая пожертвовать ему свой участок и  прося заступничества перед Синодом. По ходатайству Общества опальный иеромонах был направлен в Ярославский Толгский монастырь. 8 августа 1885 г. умерла и была похоронена в Иерихоне на участке, купленном за её деньги, Е.И.Резниченкова, что вызвало протест со стороны Греческой Патриархии.

Конфликт с Иерусалимским патриархом удалось несколько сгладить тем, что Великим Постом 1887 г. Никодим освятил «греческую» иерихонскую церковь во имя Пророка  Елисея, построенную на средства русских благотворительниц А.Д.Богдановой и М.М.Киселёвой, с греческим «древом Закхея» на церковной аллее. Так в Иерихоне появилось второе дерево Закхея, принадлежащее грекам.

В том же 1886 г. участок Иоасафа был оформлен на вице-председателя ППО Ф.П.Корнилова, а затем (1887 г.) на Секретаря ППО М.П.Степанова. 1 июня 1899 г. он был переписан на имя Председателя Императорского Православного Палестинского Общества Великого  князя Сергея Александровича Романова.  После его гибели от рук террористов в 1905 г. ИППО возглавляет его вдова Великая княгиня Елизавета Фёдоровна.

Палестинское Православное Общество, в собственность которого перешёл участок Иоасафа с Библейской Смоковницей намеревалось продолжить его благоустройство и археологическое исследование.

Музейно-парковый комплекс расположен в центральной части г.Иерихон и является собственностью Российской Федерации. С севера его территория ограничена улицей Аль Джумезе (ул.Сикомора), с запада улицей Айн Султан, являющейся  центральной транспортной магистралью города. С юга к участку РФ примыкает незастроенная городская территория, а с востока – частная застройка котеджного типа. Общая площадь участка, занимаемым Музейно-парковым комплексом – 11400 кв.м.

Здание музея (площадью около 1000 кв.м) расположено на одной оси с ранее существовавшим входом. Построено в  неовизантийском стиле, характерном также для русской архитектуры конца XIX – начала XX вв. Центральный зал и  западное крыло увенчаны византийскими куполами. Фасады основного объема с треугольными фронтонами и  примыкающие с двух сторон крылья расчленены  колоннами и полуколоннами,  выполненными в стиле тосканского ордена. Стены здания облицованы бело-желтым камнем, цоколь – рустованными блоками. Купола и пятискатная кровля музейного здания покрыты листовой медью. По существу это первое музейное учреждение, возведённое за пределами Российской Федерации.

Экспозиционно комплекс состоит из трёх основных  компонентов: музейной экспозиции, мемориального парка и мест, где проводились  археологические раскопки в 1883/84, 1891 и 2010 гг.