ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО ЗНАЧЕНИЯ
Музейно-парковый комплекс
Палестина, г.Иерихон
Сергиевское подворье
Израиль, г.Иерусалим
Свято-Николаевский собор
Франция, г.Ницца
Подворье Русской православной церкви
Италия, г.Бари
Храм Преподобного Сергия Радонежского
ЮАР, г. Йоханнессбург, провинция Гаутенг
Странноприимный дом на месте Крещения Господня
Иорданское Хашимитское Королевство, деревня Гур Аль-Кафрейн
Музейно-парковый комплекс
Иеромонах монастыря Св.Саввы Иоасаф, по гражданскому паспорту он числился «мещанином Таврической губернии, города Алешек, Иваном Кирилловичем Плехановым, на средства паломницы и благотворительницы Е.И.Резниченковой купил в 1883/84 гг. большой участок земли в Иерихоне. Он планировал создать на нём «Троице-Михайловский Русский общежительный монастырь в Иерихоне». На участке произрастало почитавшееся у местных жителей и паломников «дерево Закхея» и он оказался богат архитектурными остатками византийской эпохи.
Приступив к благоустройству участка (строительству келий и рытье котлована под возведение церкви), Иоасаф наткнулся на хорошо сохранившиеся полы, укрытые цветной мозаикой. В начале 1884 г. он пришёл к архимандриту Антонину с сообщением о замечательной археологической находке. Вскоре, осматривая открытые в Иерихоне Иоасафом ранневизантийские руины, архимандрит убедился, что речь идёт о «мозаике отличной работы».
Наличие в Иерихоне чтимого паломниками «древа Закхея» и яркие археологические открытия, побудили Патриарха Иерусалимского Никодима перекупить участок у Иоасафа. Также не оставлял надежды приобрести этот участок и архимандрит Антонин, так как Елена Игнатьевна Резниченкова одно время была готова «отписать» его в завещании Русской Духовной Миссии.
Ситуацию позволил разрешить случай. Иоасаф, задумав строить монастырь, «забыл» испросить благословение у Иерусалимского Патриарха. К тому же он, не получив санкцию у Русской Духовной Миссии и не заручившись поддержкой в Русском консульстве, начал печатать и рассылать по России просительные письма и «Чин повиновения» от имени несуществующей обители. Исход затеянной иеромонахом авантюры был предрешён: Патриарх Никодим потребовал удаления Иоасафа из Палестины. И.В.Плеханову (Иоасафу) ничего не оставалось, как обратиться за помощью к Православному Палестинскому Обществу, предлагая пожертвовать ему свой участок и прося заступничества перед Синодом. По ходатайству Общества опальный иеромонах был направлен в Ярославский Толгский монастырь. 8 августа 1885 г. умерла и была похоронена в Иерихоне на участке, купленном за её деньги, Е.И.Резниченкова, что вызвало протест со стороны Греческой Патриархии.
Конфликт с Иерусалимским патриархом удалось несколько сгладить тем, что Великим Постом 1887 г. Никодим освятил «греческую» иерихонскую церковь во имя Пророка Елисея, построенную на средства русских благотворительниц А.Д.Богдановой и М.М.Киселёвой, с греческим «древом Закхея» на церковной аллее. Так в Иерихоне появилось второе дерево Закхея, принадлежащее грекам.
В том же 1886 г. участок Иоасафа был оформлен на вице-председателя ППО Ф.П.Корнилова, а затем (1887 г.) на Секретаря ППО М.П.Степанова. 1 июня 1899 г. он был переписан на имя Председателя Императорского Православного Палестинского Общества Великого князя Сергея Александровича Романова. После его гибели от рук террористов в 1905 г. ИППО возглавляет его вдова Великая княгиня Елизавета Фёдоровна.
Палестинское Православное Общество, в собственность которого перешёл участок Иоасафа с Библейской Смоковницей намеревалось продолжить его благоустройство и археологическое исследование.
Музейно-парковый комплекс расположен в центральной части г.Иерихон и является собственностью Российской Федерации. С севера его территория ограничена улицей Аль Джумезе (ул.Сикомора), с запада улицей Айн Султан, являющейся центральной транспортной магистралью города. С юга к участку РФ примыкает незастроенная городская территория, а с востока – частная застройка котеджного типа. Общая площадь участка, занимаемым Музейно-парковым комплексом – 11400 кв.м.
Здание музея (площадью около 1000 кв.м) расположено на одной оси с ранее существовавшим входом. Построено в неовизантийском стиле, характерном также для русской архитектуры конца XIX – начала XX вв. Центральный зал и западное крыло увенчаны византийскими куполами. Фасады основного объема с треугольными фронтонами и примыкающие с двух сторон крылья расчленены колоннами и полуколоннами, выполненными в стиле тосканского ордена. Стены здания облицованы бело-желтым камнем, цоколь – рустованными блоками. Купола и пятискатная кровля музейного здания покрыты листовой медью. По существу это первое музейное учреждение, возведённое за пределами Российской Федерации.
Экспозиционно комплекс состоит из трёх основных компонентов: музейной экспозиции, мемориального парка и мест, где проводились археологические раскопки в 1883/84, 1891 и 2010 гг.